"Дальний Восток: жизнь на краю".

  

Владивосток – это какое-то воплощенное противоречие: океанская ширь, до самого горизонта холмы в легкой дымке, и – зажатые этими сопками узкие улочки, почти тропки, если, например, смотреть на город с знаменитого нового моста через бухту Золотой Рог. 

Вся эта противоречивость не могла не сказаться на самосознании здешних жителей.  Приморцы – люди странные: в Москве их всё время порываются спасать от китайской угрозы,  жалеют – а они-то на москвичей глядят свысока, они самодостаточны, они одновременно прагматики и мечтатели.

В истории Приморского края очень важен был образ Никанского царства. С этого образа начался приход  русских в этот регион. Когда Хабаров взял в плен китайца на Амуре, он сообщил, что есть отдельное царство, и там золотая гора находится. Этот слух о золотой горе, конечно, сильно возбудил московское правительство. И  последующие поиски способствовали лучшему узнаванию этой территории. Сейчас, когда говорят о Никанском царстве, корейцы говорят: о, это про нас, японцы говорят: о, это мы. Интерес к этому региону через Никанское царство был довольно большой. Потом этот, познавательный образ преломился, Марко Поло стал его раскрывать через образ Земли Тындук. В 18 веке, в 19 веке это  Никанское царство трансформировалось в беловодскую легенду, и старообрядцы, переселявшиеся в Приморье, искали Беловодье. Эта мифология, конечно, отпечаталась на ментальности населения, поиск чего-то необычного, поиск чудесного, открытие своего в чужом. Кажется, что где-то на краю земли есть люди, похожие на тебя, и есть может быть надежда, что здесь будет лучше.  

Люди, здесь живущие, накопили большой опыт взаимодействия со странами Востока. Потому что уже третье, четвертое, пятое, шестое поколение. И мне кажется, наступает момент востребованности этого опыта. В связи с тем, что Владивосток определен в качестве центра международного сотрудничества. Весь вопрос, как будет проходить эта конвертация опыта. У Арсеньева в его наследии есть важный момент: он был озабочен той разобщенностью, которая присутствовала в русском обществе  накануне революции. И вот сравнивая с восточными культурами, он обращал на это внимание. И мне кажется, что люди, живущие сейчас, вот этот урок должны принять к сведению. Для того, чтобы понять Приморье, нужно побывать в разных уголочках, погрузиться в лабиринт троп, дорог и почувствовать природу.  
 «- Тебя как зовут? - спросил я незнакомца.
   - Дерсу Узала, - отвечал он.
 …Что-то   в   нем   было   особенное,
оригинальное. Говорил он просто, тихо, держал себя скромно, не  заискивающе. Мы разговорились. Он долго рассказывал мне про свою жизнь, и чем  больше  он говорил, тем  становился  симпатичнее.  
   …Звезды на небе переместились и показывали далеко за полночь. Часы  летели за часами, а мы все сидели у костра и разговаривали. Говорил больше Дерсу, а я его слушал, и слушал с удовольствием. Он рассказывал мне про  свою  охоту,про то, как раз он попал в плен к хунхузам, но убежал  от  них.  Рассказывал про свои встречи с тиграми, говорил о том, что стрелять  их  нельзя,  потому что это боги, охраняющие женьшень от  человека…»
Фрагмент из очерка Владимира Арсеньева о нанайском охотнике Дерсу. 
На Дальнем Востоке у нас есть возможности создания нового уклада. Если Россия будет чувствовать, что именно в этом регионе проходит передний край, именно здесь решаются важные вопросы будущего, то, наверное, повторится тот рывок, который происходил в советский период, в 30 годы, когда большое количество людей сюда переселялось, и была надежда, что индустриализация этого края пойдет семимильными шагами. Поэтому, безусловно, в том, что начато, видится какая-то опорная точка для того, чтобы можно было консолидировать общество. Конечно, это не более, чем возможность. Эта возможность, чтобы она была реализована, здесь очень много составляющих элементов, которые связаны с организацией диалога, как будет протекать этот диалог. Может быть это не диалог, а полиалог, поскольку, как я сказал, мир миров этот регион.  Безусловно, у русской культуры, классической русской культуры, я не имею в виду массовую культуру – классическую, имеется большой потенциал для того, чтобы эта консолидация состоялась. Но это требует особой политики идентичности, это требует более тщательного отношения к тому наследию, которое в регионе имеется. Самое главное, это требует энтузиазма со стороны интеллигенции.

No comments:

Post a Comment

Thank you for comment on this post. We remind you that this blog is intended for ADULTS only. Спасибо, что решили прокомментировать данное сообщение. Напоминаем, что этот блог предназначен только для взрослых. この記事にコメントをいただき、ありがとうございます。私たちはこのブログは、大人のための意図されていることを思い出させる。

Popular Posts